Михайлов Георгий Николаевич

 

Дата рождения    23.07.44

Кафедра    Радиофизика

Персоналии    Михайлов Г.Н. «О художнике Исачеве»

Организация (главная)    Картинная галлерея

Положение    Владелец

Моб. Тел.    8 904-601-1266

Адрес    СПб, Гороховая 64-5

Дом. Тел.    713-4968

Верно на  10.04.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кютт и Михайлов на сорокалетии выпуска в галерее Михайлова.

 

 

 

Святослав Тимченко

Человек, который сидел за искусство

Питерского коллекционера Георгия Михайлова в СССР судили и отправляли в ссылку, а во Франции сделали почетным гражданином

 

 

 

Георгий Михайлов обладает крупнейшей в мире коллекцией русского авангарда.
Фото автора

 

Георгий Михайлов мог стать выдающимся ученым. По крайней мере в науке ему предрекали большое будущее. Талантливый физик и педагог, он преподавал в Госуниверситете, а также – в знаменитом в прежние годы 45-м интернате для особо одаренных детей.

И тем не менее Михайлов в середине 70-х годов резко изменил линию жизни и с головой ушел в искусство. Не будучи профессиональным живописцем, но имея тонкий и абсолютный вкус в этой области искусства, он стал своим человеком среди питерских художников и их ценителей. В своей скромной двухкомнатной квартире Георгий Михайлов создал постоянно действующую выставку картин, которые невозможно было увидеть в галереях и выставочных залах из-за их несоответствия принципам соцреализма. Экспозиции все время обновлялись. Но и власть все это время не дремала.

Последней каплей для городского партийного руководства стала открывшаяся в октябре 1978 года выставка работ уже изгнанного к тому времени из страны Михаила Шемякина. Хозяин Смольного Григорий Романов, узнав об этом, устроил своим подчиненным разнос: «Шесть лет ничего не можете сделать с этим осиным гнездом, рассадником антисоветизма!»

1 марта 1979 года Михайлова арестовали, а через полгода осудили на четыре года «за незаконный промысел и посредничество художникам-неформалам». В день вынесения приговора, 18 сентября, когда Михайлова выводили из зала суда, под ноги ему люди бросали сотни цветов и до автозака он шел по яркому живому ковру. Кстати, этот день в честь Михайлова был объявлен днем рождения Фонда свободного русского современного искусства.

Сидеть Михайлову пришлось в колымских лагерях. Отбывал наказание в Сусуманской зоне, затем валил лес в лагере у поселка Талая. Отсидел от звонка до звонка, а вернувшись на свободу, понял, что ненадолго. 18 сентября (!) 1985 года его снова арестовывают. Теперь уже по «расстрельной» статье по обвинению в хищении госимущества в особо крупных размерах. Под понятие «госимущество» подпадали те самые приговоренные к уничтожению, но до этого попросту разграбленнные картины. Оказывается, находясь в заключении, Михайлов был обязан обеспечить сохранность конфискованных картин.

Но на дворе стоял 85-й год, полным ходом шла перестройка, поэтому второй раз Михайлову дали «лишь» шесть лет строгого режима. Когда Георгий Николаевич уже ждал в «Крестах» отправки на этап, президент Франции Франсуа Миттеран, узнав о случившемся, поставил Горбачеву условие их предстоящей встречи в верхах: «Она состоится только в том случае, если Михайлов окажется на свободе!» И власть вынуждена была пойти на уступку: приговор изменили, Михайлову дали ровно столько, сколько он уже отсидел в СИЗО.

Правда, в выдаче общегражданского паспорта отказали, предложили получить заграничный, мол, выметайся из Союза. И тогда Михайлов поставил условие: только со своими картинами. Власть пошла и на это, в результате ему удалось вывезти 434 картины, а это почти половина имевшихся тогда полотен. Во Франции ему присвоили звание почетного гражданина Франции за спасение русских картин, дали возможность организовывать выставки. Потом была Америка, затем – приглашение в Западную Германию, где его детище – Фонд свободного русского современного искусства – впервые было официально зарегистрировано как эмигрантская организация. В 89-м году, после полной реабилитации Георгия Михайлова, фонд перерегистрировали уже в России.

Паспорт, конечно же, вернули, выделили помещение под галерею, а он вернул на родину вывезенные с разрешения советских властей картины, а в плюс к ним множество новых интересных работ, закупленных в этих странах. На сегодняшний день Георгий Михайлов, официальный распорядитель фонда, имеет самую большую в мире частную коллекцию картин – 13 тысяч произведений. И это при том, что солидная часть коллекции была разграблена.

Смысл своей деятельности Михайлов видит в поиске новых художников, «которым нужен первый толчок».

– В свое время, когда фонд был побогаче, – рассказывает Георгий Николаевич, – пяти талантливым художникам купили по квартире. Было время, учреждали премии для художников. А потом решили построить в пригороде Петербурга для бедствующих художников несколько хороших коттеджей. Вложили в строительство уйму денег и даже возвели фундаменты. И тут нам в очередной раз все задробили… Получилось, закопали деньги в землю.

А деньги эти я выручил весьма интересным способом. Будучи в зоне, нелегально раздобыл фотоаппарат и потихоньку «щелкал» лагерную жизнь на Колыме – лесоповалы, бараки и прочий быт. Когда меня выслали из страны, я продал пленки ведущим европейским издательствам. Там были ошарашены тем, что в России, несмотря на перестройку, сохранились осколки ГУЛАГа. Мне заплатили тогда очень солидные деньги.

Главное, считает Михайлов, что ему удалось вытащить из неволи нескольких товарищей по зоне. Один из них сидел за то, что написал на стене дома «Свободу Сахарову!». Оказавшись в Петербурге, Михайлов в один из приездов Дмитрия Сергеевича встретил его на вокзале и рассказал ему о том, что вот он уже давно как вернулся из политической ссылки, а человек продолжает «париться» на Колыме за слова о его свободе. Сахаров взял на заметку фамилию этого заключенного, и вскоре тот вышел на волю.

Жизненный путь Михайлова – сплошная борьба за выживание. Кроме десятков пережитых судов, кроме двух отсидок – на Колыме и в «Крестах» – его трижды пытались взорвать в собственном автомобиле.

Так как Михайлов был официально реабилитирован, он стал требовать утраченные за время нахождения за решеткой картины (часть из которых была конфискована). Но так как картин этих уже не было, то его решили нейтрализовать другим способом. Пока Михайлов был по делам в Мюнхене, его галерею захватили путем изъятия учредительских документов и подделки его подписей муж и жена Бурчуладзе. Вернувшись из Германии, он обнаружил галерею занятой вооруженными людьми какой-то охранной фирмы. И хотя криминальную пару осудили, она тут же попала под амнистию. Галерея снова стала принадлежать Михайлову, но за это время из нее вывезли около 3 тысяч картин. Дело о возвращении картин длилось 5 лет, но в итоге его закрыли как просроченное. Иск на 16 млн. долл. повис в воздухе.

Михайлов подал иск в Страсбургский суд. То, что процесс будет долгим, его не пугает – и не такое приходилось пережить.

Санкт-Петербург

Опубликовано в Независимой Газете от 06.12.2004
Оригинал: http://www.ng.ru/style/2004-12-06/16_mihaylov.html

 

 

Галерея Михайлова

Ст. м. «Маяковская», Литейный просп., 53
Ежедневно 11.00-20.00, без выходных, праздников и обеденного перерыва, вход свободныйй
Тел. (812) 272-48-48

Галерея Фонда свободного русского современного искусства, открывшаяся в 1992 году, называется Галереей Михайлова, т.к. создана она на основе обширной художественной коллекции Георгия Михайлова, включающей работы, «приговоренные» 18 сентября 1979 года к уничтожению по решению суда. Та же дата, 18 сентября 1979 года, считается днем основания Фонда свободного русского современного искусства. В 1987 году фонд был зарегистрирован в Мюнхене как эмигрантская организация, в 1989 было зарегистрировано русское отделение фонда. Галерея Михайлова является одним из крупнейших частных собраний Северной столицы (13000 картин более чем 480 отечественных авторов, созданных начиная с 1950-х годов и по настоящее время). Имена многих художников галереи широко известны не только в России, но и за рубежом, а их картины находятся в различных музеях. Это Шемякин, Рухин, Зверев, Богомолов, Исачёв, Майоров, Тиме-Блок и другие. Фонд состоит из двух частей. Первая часть — музейная: это самые ценные картины, которые не могут быть проданы (их около 1500). Вторая часть насчитывает около 12000 картин, они могут быть проданы — это работы ныне здравствующих художников.

Журнал «Русское искусство»

 

 

 

 

 

Галерея Михайлова (Галерея Фонда свободного русского современного искусства)

 

Распорядитель Фонда — Георгий Михайлов, директор галереи — Надежда Родионова. Основана в 1992; открылась 3 июля 1994 по адресу: Литейный пр., 53. Шесть залов общей площадью 320 кв. м. При галерее имеется багетная мастерская. В выставках участвуют около 500 художников различных направлений. Экспонируются работы из собрания Фонда свободного русского современного искусства. Ежегодно проводится мемориальная выставка А. Исачева и ИМайорова (5 декабря — 11 января), выставка памяти Е. Рухина (22–25 мая) и выставка картин из коллекции Г. Михайлова, спасенных от уничтожения по приговору Красногвардейского районного суда Ленинграда от 18 сентября 1979 (в числе 363 картин, приговоренных судом к уничтожению по указанию КГБ, — работы Г. Богомолова, А. Васильева, Ю. Жарких, А. Зверева, А. Исачева, А. Манусова, Е. Михнова-Войтенко, Вл. Овчинникова, Е. Рухина, М. Шемякина). В 1994 в галерее прошла выставка группы художников «Авторской галереи-1» Манежа. В 1999 действовал филиал галереи по адресу: Садовая ул., 11, в котором состоялась, в частности, выставка живописи и скульптуры «Русский сюр». В 2003 галерея была представлена на выставке «Арт-Манеж» (ЦВЗ «Манеж»). Художники: Д. Акимов, М. Басков, Е. Блюмкин, Д. Бураков, Е. Васильева, В. Васильцов, М. Вечецкий, Л. Высоковская, В. Гаврильчик, Ю. Галецкий, И. Геко, Г. Дереджиев, Н. Дивина, И. Калинаускас, И. Конаков, А. Копейкин, М. Кудреватый, А. Кузьмин, П. Лесных, М. Лобанова, А. Луфер, М. Малиновская, М. Мацкова, И. Маштакова, Е. Михайлова, Э. Мустафина, Н. Паукова, М. Рубцов, Ю. Рубцова, З. Савенкова, Н. Салистая, И. Синицкий, А. Солоницын, В. Сухоруков, О. Теняев, К. Трулль, Д. Тхоржев ский, С. Хмелев, В. Хлыстунов-Панаев, С. Чаплыгин, А. Шмелев, О. Шульгин.

 

Энциклопедия Са

 

 

Галерист Георгий Михайлов угрожает увезти свою галерею из Петербурга в Берлин


Известный петербургский галерист Георгий Михайлов заявил корреспонденту «Фонтанки», что если руководство города продолжит свою политику в отношении его галереи на Литейном, 53, то он в ближайшее время соберет свои картины и увезет их на выставку в Берлин.
«Меня продолжают травить. Это происки комитетчиков, которые раньше работали в КГБ, а теперь переместились в администрацию Петербурга. В галерее уже отключают электричество и тепло. Если 14 тысяч картин никому в Петербурге не нужны, то я увезу их на свою выставку в Берлине», - заявил сегодня Михайлов корреспонденту "Фонтанки".
Напомним, что Георгий Михайлов, создатель и владелец художественной галереи имени себя самого и «Фонда свободного русского современного искусства», последние несколько лет провел в постоянной борьбе с петербургским КУГИ. В последние годы с галереи сняли арендные льготы, и у Михайлова накопились большие долги по аренде. КУГИ собирается переселить галерею в другое помещение, но ни одно из них Михайлову не показалось подходящим для выставки картин. На здание же по адресу: Литейный, 53, по словам самого галериста, претендует администрация полпреда президента.
История известной галереи началась в далеких 70-х. Георгий Михайлов, талантливый физик и преподаватель, познакомился с не признанными советской властью художниками и стал устраивать их выставки в своей двухкомнатной квартире. Некоторые живописцы, такие, как Александр Исачев, прямо в этой квартире и писали картины. Со временем у Михайлова скопилась большая коллекция.
А в 1979 году Михайлов получил 4 года «за спекуляцию». Их он провел от звонка до звонка на Колыме, но мировое сообщество было шокировано даже не этим, а решением советского суда об уничтожении «улик» - 363 картин. 31 из них даже успели уничтожить, прежде чем под влиянием общественности это решение было «смягчено». После отсидки на воле Михайлов провел всего два года. В 1985-м он снова получил срок, на этот раз шесть лет, но в лагерь отправиться не успел. После того, как за будущего галериста у Михаила Горбачева попросил лично президент Франции Миттеран, его отпустили и дали возможность (вместе с несколькими сотнями картин) выехать из СССР.
С 1987 по 1989 годы выставки этих картин прошли в Европе и Америке, неизменно вызывая большой зрительский интерес. В 1989 году Михайлов был реабилитирован решением Верховного суда. 24 августа 1989 года созданный им в Мюнхене «Фонд свободного русского современного искусства» официально зарегистрирован в Ленинграде, а в 1991 году Анатолий Собчак предоставил для этого фонда помещение на Литейном, 53.

 

27/02/2007 17:15  Новости Санкт-Петербурга

 

 

См. также снятый Д.Биненко видеоФильм

 о сорокалетии выпуска физфака ЛГУ 1961-66 г.г., отмечавшемся в галерее Михайлова, где Михайлов рассказывает о себе.

Сайт управляется системой uCoz